Как я написала роман и что из этого вышло

Ирина Джерелей

Часть первая. Как я написала роман

“Рай для монарха” на Литрес – скачать и читать бесплатно

Я всегда испытывала жгучую зависть по отношению к тем писателям, которые писали настоящие романы – колоритные, глубокие по содержанию, интересные и объёмные. Сама я начинала как поэт и литературный критик, понятия «сюжет и композиция» были для меня категориями немыслимыми, равносильными созданию художником огромного живописного полотна. А в живописи я полный профан. Но пришло время, и были написаны рассказы – неплохие, неоднократно опубликованные в разных изданиях. В серьёзные толстые журналы я даже не «стучалась», считая себя недостойной такой высокой площадки. Хотя… Берлинская «Эдита»  опубликовала мой рассказ «Вера» бесплатно, были победы в конкурсах, дипломы.

Но всё это казалось несерьёзным. Некоторые рассказы оказались слишком длинными – неформат, даже была написана короткая повесть, три незаконченных романа, которые я благополучно бросила писать ещё шесть-семь лет назад. И правильно сделала.

Прошло много времени. Говорят, пиши только тогда, если не писать не можешь. Повесть не давала покоя – вернее, размытый образ девчушки, которая помогла главной героине. Я подумала, что это может быть вторая сюжетная линия, и стала ее «раскручивать» – просто так, чтобы доделать повесть. Через год я закончила роман «Рай для монарха».

Сейчас я могу точно сказать, что между желанием написать остросюжетный роман и его написанием лежит огромная пропасть. И эта пропасть называется «логические связи». Как только начинаешь задавать себе вопросы: «Почему герой так сказал?», «Что его толкнуло на это?», «Зачем она его бросила?», «А что было в детстве такого страшного, что он стал сволочью?» и так далее… Вопросов тьма. Каждый вопрос тянет за собой написание новой главы – до тех пор, пока логические связи (и крупные, сюжетные, и мелкие, в одном абзаце) не становятся настолько прочными, что все вопросы отпадают сами собой. Роман – не рассказ, читатель хочет видеть живописное полотно с разными планами, продуманную композицию, ярких героев с индивидуальными особенностями. Остальное он додумает сам, но автор обязан предоставить ему великолепную основу – с грамотной речью, интересными образами.

У меня на это ушло почти девять месяцев. С 22 страниц формата А4 стандартным кеглем я расширилась до 200 страниц – и это после того, как удалила треть написанного. К этому надо добавить восемь жёстких редакций с полной распечаткой текста.

Но до какой же степени было радостно, когда у меня получалось! Вы думаете, автор не чувствует, что текст «идёт»? Ещё как чувствует! Энергетика романа становится сильной, мощной, словно поток золотого света, бьющий из земли прямо в чёрное звёздное небо. Картинка оживает, герои действуют сами по себе и уже подсказывают автору самостоятельно свою линию поведения. Начинается совместное творчество – с героями, параллельный мир становится видимым, автор живёт в нем, почти не ощущая собственной реальности, и жаждет только одного – довести роман до полного завершения, до последней точки – чтобы не захотелось ничего больше исправлять.

Когда такой момент наступает, наваливается пустота. Герои давно живут своей жизнью, параллельный мир стал незнакомой планетой, болтающейся где-то на периферии большого космоса литературы, и мне, автору, уже нет никакого дела, что там происходит. Текст готов, ошибки выправлены, а что дальше?

Возвращение автора в реальность – поистине жестокое испытание. Мало того, что не знаешь, что делать с новым романом, ещё не известно, как теперь воспринимать серую надоевшую действительность, когда совсем недавно так удачно сотворил совершено новый мир?

Часть вторая. Что из этого вышло?

“Рай для монарха” на Литрес – скачать и читать бесплатно

Ленивые мысли о том, что у меня лежат ещё три заготовки с не менее интересным сюжетом – надо только додумать – вызывали раздражение. Конечно, отправила в ЭКСМО – так, на всякий случай. Фэйсбук подсказал, что есть такая площадка – Литнет, где можно выкладывать свои произведения, что-то вроде электронной библиотеки. От нечего делать решила попробовать.

Фишка Литнета в том, что новое произведение читатели видят только первые две недели, потом оно уходит куда-то в дебри сайта, и, если рейтинг не поднимать искусственно, исчезает навсегда. Почитала рейтинговые произведения – разочаровалась, плевалась, ругалась. То же самое, кстати и на РИДЕРО – топовые произведения читать невозможно. Да, можно оплатить любой рейтинг, вот только мне это зачем?

Но произошло удивительное. Параллельно с Литнетом опубликовала роман на Прозе.ру, сразу пришли два положительных отзыва. На Литнете его стали читать даже без обложки, пришли отзывы – тоже положительные. А потом на обоих ресурсах видимость романа стала нулевой, отзывы прекратились. И тогда пришло время ресурса, на который я постучаться как-то раньше не решалась – Литрес.

Конечно, параллельно опубликовала на РИДЕРО, бесплатно, но там уже давно проблема – я не вижу интерфейс, из-за санкций не отображаются обложки. Не интересно. На Литресе пока всё хорошо. Более того, мой роман очень быстро прошёл модерацию. Книгу я разместила бесплатно. Только написав такой большой роман, так долго переделывая текст, я вдруг поняла, что не хочу его продавать. Хочу, чтобы просто читали. И даже пришёл первый положительный отзыв – спасибо. Роман скачивают и читают.

А что дальше?

Не знаю.  Но уже прошёл месяц, я успокоилась, смирилась с потерей. Заглядывая каждый вечер в файл нового романа, я наконец начала писать небольшие эпизоды. Я даже ездила в гости к подруге-редактору, и мы с ней очень эмоционально проговорили сюжет, хотя мне это было не нужно. Но я ей благодарна – уже есть хоть какая-то основа.

Мой «Рай для монарха» живёт теперь собственной жизнью. Конечно, я о нем  позабочусь – представлю на конкурсы, закажу несколько печатных экземпляров, когда появятся деньги. Конечно, я буду писать новый роман, потому что не писать уже не могу.

Но моя жизнь изменилась кардинально. Я свысока смотрю на себя – ту, когда романа ещё не было в помине, и думаю, что была крайне наивной. Я, пока писала, изучила стилистику современной русскоязычной прозы, перечитала массу литературы, критической в том числе. Я теперь чётко знаю, в чем магия настоящего текста, и почему тексты – даже очень хорошо написанные – могут быть «пустыми», не берущими за живое.

Парадокс – чем раскрученнее автор, чем отшлифованнее его мастерство, тем часто всё более и более выхолощенный текст. Будто теряется искра.

Для меня теперь существует не так много авторов, которым я доверяю. Но я с уважением отношусь к остальным – к тем, кто по крайней мере пытается писать.

И дело тут даже не в мастерстве, оно приобретается. Дело в какой-то неуловимой способности создавать реальный мир, а эта способность дана единицам. Я ее  почувствовала, и это больно – жить миром героев, а потом вернуться в свой. Это всё равно, что оживить статую Галатеи. И не говорите мне, что мои герои не существуют в реальной жизни – уже не поверю.

Смогу ли я достичь такого погружения в новом романе или в целях самосохранения абстрагируюсь? Не знаю, возможно. Но тогда не будет энергетического посыла. Его не почувствуют читатели. Зачем это надо мне? Не знаю. Вот честно – не знаю. Думаю, что это достойная цель – стать настоящим мастером, чтобы создать полноценную вселенную. Ради этого не стыдно учиться до конца жизни.

А роман? У него собственная судьба, и не мне теперь о ней заботиться. Во всяком случае, он не пропадёт, я в этом уверена.

“Рай для монарха” на Литрес – скачать и читать бесплатно

Ирина Джерелей, “Рай для монарха”, 2018 

Share
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий